Sportwearmsk.ru

Красота и Здоровье
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Типы мышц их строение и значение таблица

Мышцы человека

Мышечная система состоит из сорока процентов массы тела здорового организма. Фасции – мышечные покровы объединяют все мышцы человека в единый орган, выполняющий ряд жизненно важных функций: питательную, защитную, скелетную, эндокринную, но главной, все же, является двигательная. А движение – жизнь, поэтому знание анатомии человека, особенно, при занятиях спортом, поможет повысить спортивные результаты и снизить негативные последствия в процессе тяжелых нагрузок.

Структура мышечного волокна и механизм работы мышц

Мышечное волокно – единая клетка с тонкими (актиновыми) и толстыми (миозиновыми) нитями, окруженными митохондриями. Нити имеют возможность взаимодействовать на небольших участках волокон, это пространство называется саркомером и суммарно составляет 30% длины мышечного волокна, таким образом, мышца может сократиться лишь на 30% своей длины. Снаружи от каждого волокна располагаются питающий капилляр и отросток нервной клетки (аксон мотонейрона), в месте «подключения» к нервной клетке имеется цистерна, содержащая ионы кальция.

Механизм сокращения мышц (теория скользящих нитей 1954 г.): в покое зона взаимодействия наполнена «тормозной жидкостью» — ионами магния (Mg2+), что позволяет не затрачивать энергию в покое. При проходе возбуждающего импульса, ионы кальция выходят из цистерны в зону взаимодействия и снимают «тормоза» с актиновых нитей и активируют центры миозиновых молекул, после чего происходит сокращение. После окончания стимуляции кальций возвращается в цистерны, происходит расслабление.

В процессе работы мышц в качестве источника энергии выступает глюкоза (гликоген) и жирные кислоты при достаточной концентрации кислорода. Мышцы способны накапливать аденозинтрифосфат (источник энергии), но этих запасов в мышце хватает только на восемь одиночных сокращений. Для ресинтеза АТФ организм использует запасы креатинфосфата – накопитель-передатчик энергии от митохондрий к акто-миозиновым комплексам.

Костно-мышечная система человека. Рост и развитие мышц и костей тесно связанны – кости являются точкой опоры и складом кальция для мышц, а мышцы, в свою очередь, регулируют питание и рост костей в длину до 25 лет. Мышца прикрепляется сухожилием к надкостнице и при сокращении натягивает ее, создавая «поднадкостничное пространство», обменные процессы в котором значительно более интенсивны. Это позволяет клеткам строить костные балки более быстро и эффективно, и в результате кость растет в толщину. Это главный механизм усиления костей, поясняющий, что только повышением концентрации кальция в крови без сопутствующей мышечной работы, добиться результатов невозможно.

Сколько мышц в теле человека

Мышцы человека и скелет образуют сложную систему опорно-двигательного аппарата, который по своей природе абсолютно уникален. Мышечная система состоит не только из скелетных мышц, но и гладких, а также сердечной мышцы (миокард). Принято считать, что мышц в теле человека, от самых мельчайших до крупных, около 640. Все они отличаются размерами, функциями и структурой.

Виды мышц человека (типы мышечной ткани)

Тело человека состоит из трех видов мышечной ткани:

  1. Гладкие мышцы – образуют полые органы, такие как: пищеварительный тракт, мочевой пузырь, кровеносные сосуды.
  2. Сердечные (миокард) – мышца перекачивает кровь в артерии.
  3. Поперечнополосатые – скелетные мышцы выполняют движение и составляют большую часть мышечной системы в теле человека. Именно эти мышцы выполняют двигательную функцию, необходимую не только для тренировок, но и в течение всей жизни. Рассмотрим скелетные волокна подробнее.

Таблица 1. Типы скелетных мышечных волокон.

ОсобенностиМедленные (тонические)Быстрые (фазические)
СтроениеМного митохондрий. Красные – имеют развитый энергодобывающий аппарат, окисляющий углеводы и жирные кислоты.Мало митохондрий. Белые – более склонны запасать АТФ и креатинфосфат, после расхода которых поддерживают энергообмен безкислородным гликолизом.
РасположениеВ глубоких мышцах. Мышцы разгибатели и отводящие.Поверхностные мышцы. Мышцы сгибатели и приводящие.
ВозбудимостьСкорость проведения импульса = 2-8 м/с. Возбуждаются медленно и тяжело – требуют длительной и сильной внешней стимуляции («нервное усиление»). Обладают большой точностью.Скорость проведения импульса = 8-40 м/с. Быстро возбуждаются. Сокращение в 3 раза быстрее, чем у медленных волокон.
ЭнергообменСпособны активно использовать кислород в гликолизе для окисления резервных углеводов и жиров. Хорошо регулируют теплообмен. Устанавливается равновесие между работой и потребностью.Быстро создается кислородная задолженность. Склонны к анаэробным процессам с использованием гликогена. Быстро перегреваются. Приспособлены к энергодефициту и некоторое время могут работать без достаточного притока кислорода.

Классификация мышц тела человека

По форме мышцы различаются на:

По направлению волокон делятся на мышцы:

  • с параллельными волокнами — длинные, веретенообразные и лентовидные мышцы;
  • с поперечными во­локнами;
  • с косыми волокнами – одноперистые, двуперистые.

По положению в теле делятся на:

  • поверхностные;
  • глубокие;
  • наружные;
  • внутренние;
  • медиальные;
  • латеральные.

Функциональные группы мышц при движении конечностей:

  • сгибатели;
  • разгибатели;
  • отводящие;
  • приводящие;
  • пронаторы;
  • супинаторы.

Относительно движения туловища различают:

  • сгибатели;
  • разгибатели;
  • наклоняющие (вправо – влево);
  • скручивающие (вправо – влево).

Также условно по типу взаимодействия при движении различают мышцы:

  • Агонисты – мышцы, выполняющие основную работу по заданному движению (главная мышца).
  • Синергисты – мышцы, помогающие главной осуществить заданное движение.
  • Антагонисты – мышцы, противодействующие заданному движению.
  • Стабилизаторы (фиксатор, нейтрализатор) – мышцы, удерживающие равновесие и безопасное положение суставов во время движения.

Строение мышц человека

В теле человека выделяют основные группы мышц:

  • Мышцы туловища, к ним относят – мышцы шеи, спины, грудные и мышцы живота.
  • Мышцы верхних конечностей – мышцы плеча, дельтовидная группа, мышцы предплечья, кистей.
  • Мышцы нижних конечностей (ног) – ягодичные, четырехглавые, двуглавые мышцы бедра, приводящие, мышцы голени и стоп.

Таблица 3. Мышцы верхних конечностей.

Мышечная группаФункции мышцВ каких упражнениях и видах спорта активно включаются
Двуглавая мышца плеча.Сгибание рук в локтевых суставах, разворот кисти наружу.Сгибания рук – все виды, гребля, подтягивания, канат.
Клювовидно-плечевая мышц.Подъем рук.Жимы и разведение рук. Метание, боулинг, армрестлинг.
Плечевая мышца.Приведение предплечья.Сгибания локтей всеми хватами, канат, гребля.
Группа мышц предплечья: плечелучевая, длинный лучевой разгибатель кисти, локтевой разгибатель кисти, отводящая мышца, разгибатель большого пальца.Приведение предплечья к плечу, сгибание и выпрямление кисти и пальцев.Сгибание кистей, кистевые эспандеры, удержание веса пальцами, гиревой спорт, кроссфит.
Трехглавая мышца.Выпрямление руки и отведение назад.Разгибания – выпрямление рук в локтях, гребля, стойка на руках.
Группа дельтовидных мышц: передняя, средняя (боковая), задняя головка.Подъем рук.Жимы, подъемы, тяги свободного веса. Тяжелая атлетика, толкание, метание, гимнастика.

Таблица 4. Мышцы нижних конечностей.

Мышечная группаФункции мышцВ каких упражнениях и видах спорта активно включаются
Четырехглавая мышца бедра.Выпрямление ног в тазобедренных и коленных суставах, поворот ноги наружу и внутрь.Разгибание ног в колене, приседы и жимы ногами. Велоспорт, скалолазание, легкая атлетика, футбол, пауэрлифтинг.
Бицепс бедра: полуперепончатая, полусухожильная мышца.Сгибание ног, разгибание бедра.Сгибание ног в колене, тяги и гиперэкстензия.
Большая ягодичная мышца.Выпрямление и поворот бедра наружу.Тяжелая атлетика, лыжный спорт, велоспорт, плавание.
Икроножная мышца.Выпрямление стоп, напряжение ноги в колене.Подъем на носок, приседы в пол амплитуды. Прыжки, бег, велоспорт.
Камбаловидная мышца.Способствует разгибанию стопы.Подъем на носок сидя в тренажере.
Передняя большеберцовая, длинная малоберцовая мышца.Выпрямление, сгибание и поворот ступни.Подъем на носки и подъем пальцев стоп, стоя на пятке.

Заключение

Зная анатомию мышц можно не только разбираться в их строении и функциях, но и раскрыть свой потенциал в определенных видах спорта или выбрать для себя правильную нагрузку. Какой бы вид спорта ни выбирали, помните, только равномерное и гармоничное развитие всех основных мышечных групп позволит выглядеть спортивно и оставаться здоровее, поддерживая такую важную функцию опорно-двигательного аппарата – как движение.

Мышцы

Мышцы имеют несколько классификаций в соответствии с функциональными и анатомическими характеристиками. По строению мышечной ткани различают три вида мышц. Их особенности и локализация в организме описаны в таблице.

Ткань

Особенности

Где находится

Скелетная (поперечнополосатая) или исчерченная

Поддерживает тело в равновесии, совершает осознанные (по желанию человека) действия. Быстро сокращается и расслабляется

Мышцы скелета, язык, глотка, глазные мышцы

Гладкая или неисчерченная

Работает автономно, совершает медленные однообразные движения

Стенки внутренних органов (пищевод, кишечник, мочевой пузырь), кожа, сосуды

Работает автономно, постоянно сокращаясь и расслабляясь. Совершает быстрые движения

Рис. 1. Виды мышечной ткани.

Мышцы также классифицируются по форме (веретенообразные, квадратные, перистые, прямые и т.д.), по направлению волокон (параллельные, косые, поперечные, круговые), по глубине расположения (поверхностные и глубокие), по положению (шейные, спинные, конечностей и т.д.).

Строение

Мышцы образованы мышечной тканью, которая состоит из мышечных клеток или волокон. Для каждого вида ткани характерна своя единица:

  • миоциты– вытянутые, веретенообразные клетки, из которых состоит гладкая мускулатура;
  • мионы– многоядерные волокна поперечнополосатой мышцы, в основе которых лежат миофибриллы (сократительные нити), состоящие из тонких и толстых сократительных белков (миофиламентов);
  • кардиомиоциты– поперечно исчерченные разветвлённые клетки сердечной мускулатуры, обеспечивающие автономное сокращение.

Наиболее сложное строение мышц человека имеет поперечнополосатая мускулатура. Миофибриллы собраны в пучки, между которых находится цитоплазма – саркоплазма или миоплазма. Саркоплазму с миофибриллами покрывает мембрана – сарколемма.

Мышечные волокна собираются в пучки посредством соединительной ткани, которую пронизывают капилляры и нервные волокна. Пучки в свою очередь составляют мышцу, покрытую фиброзной и соединительно-тканной оболочкой (фасцией).

Рис. 2. Строение поперечнополосатой мышцы.

По химическому составу мышцы на 80 % состоят из воды. Остальную часть составляют белки, липиды, соли и т.д.

Функции

Мышцы необходимы организму для поддержания положения тела, перемещения, сокращения внутренних органов.
По выполняемым функциям различают следующие мышцы:

  • сгибатели;
  • разгибатели;
  • отводящие;
  • приводящие;
  • вращатели;
  • пронаторы (поворот внутрь);
  • супинаторы (поворот наружу);
  • сфинктеры (клапаны);
  • дилататоры (расширение);
  • констрикторы (сужение).

Главными мышцами, повинующимися сознательным желаниям человека, являются сгибатели и разгибатели. Анатомически мышцы идентичны, но действуют в соответствии с посылаемыми нервными импульсами. Центры, приводящие в движение сгибатели, тормозят действие клеток разгибателей и наоборот. Такое чередование действий позволяет ходить, сгибать и разгибать руки, приседать.

Рис. 3. Работа мышц.

При длительной работе мышц наступает утомление, и мышцы временно теряют работоспособность. Выяснена взаимосвязь между нагрузкой и частотой сокращений. Большая нагрузка и быстрый ритм будут менее продуктивны (быстрее наступит переутомление), чем средние значения нагрузки и ритма.

Что мы узнали?

Из темы по биологии 8 класса узнали о классификации, строении, назначении мышц, выяснили внутренний состав поперечнополосатой мускулатуры. Мышечная ткань подразделяется на три вида, которые в зависимости от строения отвечают за работу скелетных мышц и внутренних органов.

Урок по биологии « Мышцы, типы мышц, их строение и значение»

Выбранный для просмотра документ урок мышцы 8 кл..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждении средняя общеобразовательная школа №63

Конспект урока по теме: Мышцы. Работа мышц .

Конспект разработан к учебнику

«Биология. 8 класс. Человек»

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев

Работу выполнила учитель биологии: Сорокина Г.Н. Тема урока: « Мышцы, типы мышц, их строение и значение» 8 класс

Цель: Изучить строение скелетных мышц и их функции.

* Изучить строение скелетных мышц, способ прикрепления мышц к скелету; выявить основные функции мышц, познакомить с классификацией мышц; выяснить значение физических упражнений.

* Развивать умение работать в малой группе, с учебником, анализировать и систематизировать изучаемый материал.

* Способствовать развитию самостоятельности, внимания, памяти, логического мышления, креативности учащихся;

* Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни; расширить образовательное пространство.

Оборудование : таблица «Скелетные мышцы»; микроскопы, микропрепараты мышечных тканей, компьютер и проектор.

Форма урока : урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

Тип урока : урок новых знаний.

Технология: АМО ( активные методы обучения)

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Средства: работа с книгой, беседа, лабораторная работа, объяснение, тест.

Основные понятия : миофибриллы, фасция, мышечные волокна, сухожилия, группы мышц.

Структура урока: 1. Орг.момент. Валеологическая минутка

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление материала.

5. Лабораторная работа.

6. Проверочная работа. Эмоциональная разрядка.

7. Домашнее задание.

1 . Организационный момент.

Цель: создание обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения.

Педагог предлагает детям представить, ч то они кораблики , которые плывут в страну «Знаний». Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьте мышцы рук и ног. Представьте, что кораблики качаются на волнах, светит солнышко, тишина, волны ласкают кораблик. Затем учащиеся открывают глаза и улыбаются соседу по парте.

11. Выход на тему.

Учитель приглашает испытуемого( по желанию) и просит сесть на стул, затем подняться с него, а учащиеся наблюдают внимательно за положением тела при подъеме, ( туловище наклонятся вперед). Затем просит подняться с ровной спиной, это не удается.

— Как вы думаете, благодаря чему испытуемый поднимается,

о чем пойдет речь?

— Почему испытуемый наклоняется вперед при подъеме?

— Затрудняетесь ответить. А хотите узнать?

— Что уже мы знаем по этой теме?

— Что бы вы хотели еще узнать?

— Итак, тема нашего урока « Мышцы, их строение и функционирование».

Определение ожиданий и опасений.

Учитель предлагает учащимся «Билет на кораблик», половина билета белая, а другая – черная. Сложите билет и покажите «свою половину». Если она – белая, то ваши ожидания от урока и вашей работы на нем –положительные, если – черная, вы испытываете опасения.

I II.Изучение нового материала

1.Беседа: термин «мышцы» произошел от слова «мускулус», что значит «мышь». Связано это с тем, что анатомы, наблюдая сокращения скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши.

Мышцы, мускулы (musculi) — органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

Значение мышц. Мышцы — отдел опорно — двигательной системы, обеспечивающий различные движения организма. С участием мышц обеспечивается ориентация организма в пространстве и регулируется равновесие. Диафрагма (разделяет грудную и брюшную полости) и межреберные мышцы участвуют в процессе дыхания.

Глотание, образование звуков, движение глаз, все типы двигательной активности осуществляются при помощи мышц. Вместе со скелетом мышцы придают организму форму, обеспечивают вертикальное положение тела человека в пространстве.

Строение мышц. По строению мышцы делятся на гладкие и поперечнополосатые (скелетные и сердечные). Гладкuе мышцы выстилают стенки полых внутренних органов (пищевод, желудок, кишечник, кровеносные сосуды, трахея и бронхи, мочевой пузырь и др. ). Сокращение гладких мышц плавное и периодичное. Оно не подвластно воле человека. Гладкие мышцы состоят из отдельных длинных веретенообразных клеток.

Снаружи мышцы покрыты фасцией (соединительнотканная оболочка). Между мышечными клетками — волокнами — находятся кровеносные сосуды и нервные волокна. На концах скелетных мышц расположены сухожилия, образованные из прочной соединительной ткани. С помощью сухожилий мышцы прикрепляются к костям. Сами сухожилия пассивны и в сокращении не участвуют. Так как мышечные клетки способны только сокращаться, мышцы тянут кости, но не могут их отталкивать. В связи с этим к каждой кости крепятся 2 мышцы — антагонисты (противоположные). Они делятся на сгибатели и разгибатели.

Поперечнополосатые мышцы состоят из мышечных волокон, имеющих поперечную исчерченность. Поперечнополосатые скелетные мышцы приводят в движение скелет. Их функции регулируются сознанием.

К скелетным мышцам относятся мышцы туловища и конечностей. Чаще всего оба конца мышцы прикрепляются к соседним костям, подвижно соединенным друг с другом. При сокращении мышцы укорачиваются и тянут соответствующие кости. Так они производят движение.

В организме насчитывают более 600 мышц. В разговоре их иногда называют мускулами.

Сердечная мышца также имеет поперечную исчерченность. Ее сокращения не зависят от воли человека. Сердце обладает свойством автоматии, т. е. способностью сокращаться за счет импульсов, возникающих в нем самом.

Гигиена мышц. Движение — такая же естественная потребность организма, как воздух, вода и пища. От повседневных физических нагрузок зависят не только сила мышц, но и эластичность связок, прочность костей, активность обмена веществ, состояние сердца, сосудов, легких и т. д. Физические упражнения полезны не только для предупреждения, но и лечения болезней (лечебная физкультура).

2. Проработка содержания темы.

Какие же группы мышц позволили нашему испытуемому подняться со стула?

— Правильно – поперечнополосатые скелетные приводят в движение скелет.

— Почему при вставании испытуемый наклоняется вперед ?

— Да, работа нервной системы и мышечной взаимосвязаны, но об этом мы будем говорить на другом уроке.

— А вот центр тяжести находится не над площадью опоры, а сзади. А при наклоне вперед центр тяжести подводится под площадь опоры, тело человека приобретает устойчивость и он может выпрямиться.

3.Самостоятельная работа с текстом учебника п.13 с.62-63

— Учащиеся читают текст учебника и составляют схемы, таблицы ( по желанию)

Микроскопическое строение скелетных мышц . Скелетные мышцы состоят из пучков поперечнополосатых мышечных волокон. Они содержат сократительные нити, состоящие из двух разных белков, и поэтому кажутся поперечно исчерченными. Каждый мышечный пучок покрывает соединительнотканная пленка, а всю мышцу в целом, состоящую из множества пучков, общая оболочка — фасция. Она состоит также из соединительной ткани. Благодаря четко очерченным пучкам силы тяги прикладывается к строго определенным частям кости.

Макроскопическое строение мышц. В строении многих мышц различают брюшко и сухожилия. Брюшко состоит из множества пучков поперечнополосатых мышечных волокон, покрытых соединительнотканными оболочками. Сухожилия, с помощью которых мышца прикрепляется к костям, состоят из плотной соединительной ткани. Они тесно срастаются с надкостницей и при напряжении мышцы стимулируют отделение костного вещества. Вот почему у людей физического труда и спортсменов шероховатость и бугристость на костях в местах прикрепления мышц выражена сильнее.

То сухожилие, которое прикрепляется к костям, остающимся при движении малоподвижными, называют головками мышцы, а то, что прикрепляется к подвижным костям — хвостом.

Скелетная мышца хорошо снабжена кровеносными и лимфатическими сосудами. К ней подходят нервы, которые регулируют ее работу.

4. Беседа: Выделяют 4 основные группы мышц: мышцы головы и шеи, мышцы туловища, мышцы верхних конечностей и мышцы нижних конечностей. К первой группе относятся жевательные и мимические мышцы. Жевательные мышцы обеспечивают пережевывание пищи, приводя в движение нижнюю челюсть. Мимические, сокращаясь, изменяют выражение лица и помогают человеку в процессе общения.

К мышцам туловища относятся мышцы груди, спины и живота. Мышцы груди принимают участие в движении грудной клетки, а также рук (с помощью большой грудной мышцы). Мышцы живота образуют брюшной пресс, с помощью которого органы брюшной полости удерживаются в нормальном положении. Они состоят из слоев, волокна которых перекрещиваются, что делает стенку живота более прочной и позволяет ей преодолевать давление внутренних органов. А мышцы спины участвуют в движении позвоночника и обеспечивают сохранение вертикального положения тела.

Более подробно с этими группами мышц вы ознакомитесь в процессе выполнения лабораторной работы.

1 V. Закрепление

5. Обобщительная беседа.

— Какие основные функции выполняют мышцы?

— По каким признакам можно классифицировать мышцы?

— Как устроена скелетная мышца?

— Какие основные группы мышц выделяют?

— Зачем необходимо тренировать мышцы?

V . Лабораторная работа «Скелетные мышцы»

Перед началом лабораторной работы учитель проводит инструктаж, поясняет, как следует ее выполнять и оформлять.

Лабораторная работа выполняется и оформляется учащимися самостоятельно по инструктивным карточкам, которые раздаются учащимся вместе с лабораторным оборудованием и критериями оценки.

Учитель контролирует ход выполнения и оформления работы, отвечает на вопросы учащихся, разъясняет им непонятные моменты, помогает, консультирует.

Инструктивная карточка к лабораторной работе № 3
«Скелетные мышцы»

1. Рассмотрите кусочек вареного мяса при помощи лупы, обратите внимание на пучки поперечнополосатых мышечных волокон.

2. Используя рисунки и анатомическое описание, определите местоположение мышечных групп (мышцы головы и шеи, мышцы туловища, мышцы верхних и нижних конечностей) и выполняемые ими функции. Результаты работы оформите в виде таблицы:

Группы мышц человека

2.1. Мышцы головы и шеи:

Познакомьтесь с функцией мимических мышц. Наморщите лоб, то, что мы делаем, когда недовольны или когда задумались. Сокращается надчерепная мышца. Найдите ее на рисунке 35 учебника биологии. Пронаблюдайте функцию круговой мышцы глаза и круговой мышцы рта.

Поверните голову вправо и прощупайте левую грудино-ключично-сосцевидную мышцу. Поверните голову влево и обнаружьте правую. Что позволяют сделать эти мышцы человеку?

2.2. Мышцы туловища спереди и сзади:

По рисунку 36 в учебнике биологии найдите большую грудную мышцу, мышцы живота образующие пресс, межреберные мышцы (зубчатые мышцы): наружные осуществляют вдох, внутренние — выдох.

По рисунку 36 в учебнике биологии определите мышцы, которые образуют мышцы туловища сзади. Какую функцию они выполняют?

2.3. Мышцы верхней конечности:

Найдите на рисунках 28, 34 и 36 в учебнике биологии дельтовидную мышцу (она находится над плечевым суставом и отводит руку в сторону до горизонтального положения), двуглавую и трехглавую мышцы плеча. Какую функцию они выполняют?

Мышцы предплечья. Чтобы понять их функцию, положите руку на стол ладонной стороной вниз. Прижмите ее к столу, после чего сжимайте кисть в кулак и разжимайте ее. Вы почувствуете, как сокращаются мышцы предплечья. Почему это происходит?

2.4. Мышцы нижней конечности: по рисунку 36 в учебнике биологии определите, какие мышцы входят в состав мышц нижней конечности. Какую функцию они выполняют? Поднимите ноги на носочки. Ощупав ногу, определите местоположение мышцы, которая выполняет данное действие. Найдите ее в учебнике на иллюстрации и определите название.

3. Сделайте вывод о проделанной работе.

VI . Проверочная работа

Для проверки освоенности материала, предлагаю вам выполнить небольшой тест. Кто затрудняется, может пользоваться записями и учебником. На работу 3 минуты (тест распечатывается и раздается каждому индивидуально).

Цель: снятие напряжения перед обучающим тестом

Учитель просит всех встать и взяться за руки. Под музыку учащиеся выполняют глагольные команды педагога, не расцепляя рук.

Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон, а в состав волокон входят нити ……… белков актина и ……. Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………. Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).

Закончили. Поменяйтесь работами и проверьте. В помощь вам слайд.

«0» ошибок – 5, «1 – 2» ошибки — 4, «3-4» ошибки – 3.

— Кто не справился? Что вызвало затруднение? Как это можно ликвидировать?

Изучите п.13 на с. 62

*Выясните, людям, каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц

На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?

На каком этапе урока испытали затруднение?

Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?

Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?

Вам понравился урок?

Какой я? Учащийся оценивает себя по лестнице успеха.

Читать еще:  Гликемическая нагрузка таблица
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector