Sportwearmsk.ru

Красота и Здоровье
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные размеры тела взрослого человека

Идеальные пропорции тела человека

Идеальная фигура – какая она? На этот вопрос сложно ответить, поскольку определение данного понятия постоянно меняется в зависимости от пристрастий и эпохи. Однако наиглавнейшим показателем успеха, привлекательности и очарования во все времена была и остается пропорциональность.

Идеальные параметры в разные века

У любого поколения, народа, человека может быть собственное мнение о том, каковы идеальные пропорции тела мужчины и женщины. В палеолитические времена, как известно, красивой считалась женская фигура с более чем гипертрофированными формами – об этом свидетельствуют археологические находки.

Идеальные пропорции женского тела в период античности предполагали маленькую грудь, стройные ноги, широкие бедра. Для Средневековья канонами красоты были невыраженные талия и бедра, но при этом округлый живот. На пике моды в эпоху Ренессанса были пышные формы. И так продолжалось до эпохи классицизма.

Только двадцатое столетие внесло изменения в представление о том, какими должны быть идеальные пропорции тела человека. Теперь модно, чтобы девушка имела плоский живот и стройные ноги, а мужчина – мускулистую фигуру.

Каноны Поликлета

Систему идеальных пропорций еще в пятом столетии до нашей эры разработал древнегреческий скульптор Поликлет. Ваятель поставил цель с точностью определить пропорции тела мужчины в соответствии со своими представлениям об идеале.

Результаты его вычислений таковы: голова должна составлять 1/7 часть всего роста, кисть руки и лицо — 1/10 часть, ступня — 1/6 часть.

Однако современникам Поликлета такие фигуры казались чересчур массивными, «квадратными». Эти каноны, тем не менее, стали нормой для античности, а также для художников эпохи Возрождения и классицизма (с некоторыми изменениями). На практике разработанные идеальные пропорции тела человека Поликлет воплотил в статуе «Копьеносец». Скульптура юноши олицетворяет уверенность, уравновешенность частей тела демонстрирует могущество физической силы.

«Витрувианский человек» да Винчи

Великий итальянский художник и скульптор в 1490 г. создал знаменитый рисунок под названием «Витрувианский человек». Он изображает фигуру мужчины в двух позициях, которые наложены одна на другую:

  1. С разведёнными встороны ногами и руками. Эта позиция вписана в окружность.
  2. С ногами, сведенными вместе, и разведёнными руками. Эта позиция вписана в квадрат.

Согласно логике да Винчи лишь идеальные пропорции человеческого тела позволяют вписать фигуры в указанных позициях в круг и квадрат.

Теория пропорционирования Витрувия

Воплощенные в рисунке да Винчи идеальные пропорции тела взял за основу для своей теории пропорционирования другой римский ученый и архитектор Марк Витрувий Поллион. Позже теория стала распространенной в архитектуре и изобразительном искусстве. Согласно ей для идеально пропорционального тела характерны такие соотношения:

  • размах рук равен росту человека;
  • расстояние от подбородка до линии волос — 1/10 роста человека;
  • от макушки до сосков и от кончиков пальцев до локтя — 1/4 роста;
  • от макушки до подбородка и от подмышки до локтя — 1/8 роста;
  • максимальная ширина плеч — 1/4 роста;
  • длина руки — 2/5 от высоты человека;
  • длина ушей, расстояние от носа до подбородка, от бровей до линии — 1/3 длины лица.

Понятие золотого сечения

Теория пропорционирования Витрувия возникла намного позже теории золотого сечения. Считается, что объекты, которые содержат в себе золотое сечение, являются наиболее гармоничными. Египетская пирамида Хеопса, Парфенон в Афинах, собор Парижской Богоматери, картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», «Мона Лиза», работа Боттичелли «Венера», полотно Рафаэля «Афинская школа» были созданы по этому принципу.

Понятие о золотом сечении впервые дал древнегреческий философ Пифагор. Эти знания он, возможно, позаимствовал у вавилонян и египтян. Затем данное понятие употребляется в евклидовых «Началах».

Непосредственно термин золотого сечения в обиход ввел Леонардо да Винчи. После него этот принцип многие художники осознанно применяли в своих картинах.

Правило золотой симметрии

С математической точки зрения золотое сечение заключается в пропорциональном делении отрезка на неравные части, при этом к большей части весь отрезок относится так, как сама большая часть — к меньшей, то есть меньший отрезок к большему относится так, как больший — ко всему.

Если целое обозначить как С, большую часть — А, а меньшую — В, правило золотого сечения будет иметь вид соотношения С : А = А : В. Основные геометрические фигуры базируются именно на этой идеальной пропорции.

Рассматриваемое правило впоследствии превратилось в академический канон. Оно применяется в генных структурах организмов, строении химических соединений, космических и планетарных системах. Такие закономерности есть в строении тела человека в целом и отдельных органов в частности, а также в биоритмах и функционировании зрительного восприятия и головного мозга.

«Эстетические исследования» Цейзинга

В 1855 г. немецкий профессор Цейзинг выпустил свой труд, в котором на основании полученных результатов измерения около двух тысяч тел сделал вывод о том, что деление фигуры точкой пупа является важнейшим показателем золотого сечения. Идеальные пропорции тела мужчины колеблются в границах среднего отношения 13 : 8 = 1,625 и подходят ближе к золотому сечению, нежели пропорции фигуры женщины, где среднее значение выражается в соотношении 8 : 5 = 1,6.

Такие показатели вычисляются и для других частей тела: плеча и предплечья, пальцев и кисти и так далее.

90-60-90 – идеал красоты?

В обществе идеальные пропорции человеческого тела пересматриваются примерно каждые пятнадцать лет. За этот период времени за счет акселерации представления о красоте подвергаются значительным изменениям.

Поэтому идеальные пропорции женского тела – это вовсе не пресловутые 90-60-90. Такие показатели подходят не для всех. Ведь каждая девушка имеет собственный тип телосложения, который передается по наследству.

Идеальные пропорции женского тела

В нашей стране сейчас многие принимают за идеал нормативы телосложения, составленные доктором А. К. Анохиным еще в конце девятнадцатого столетия. Согласно им, пропорции женского тела идеальны, если на 1 см роста женщины приходится:

  • 0,18-0,2 см обхвата шеи;
  • 0,18-0,2 см обхвата плеча;
  • 0,21-0,23 см обхвата икры;
  • 0,32-0,36 см обхвата бедра;
  • 0,5-0,55 см обхвата груди (не бюста);
  • 0,35-0,40 см обхвата талии;
  • 0,54-0,62 см обхвата таза.

Свой рост (в сантиметрах) умножьте на цифры, приведенные выше. Затем сделайте соответствующие измерения частей тела. По результатам станет понятно, насколько вы соответствуете нормативам.

Пропорции тела мужчины

Множество разновидностей имеет современное представление об идеале мужской фигуры. На самом деле идеальные пропорции тела одновременно для всех мужчин назвать нельзя. Есть субъективные мнения, а есть реальность, которая создана статистикой и наукой. И объективные данные свидетельствуют, что идеальное телосложение мужчины оставалось неизменным на протяжении тысячелетий. С женской точки зрения наиболее привлекательным считается V-образный торс, который обеспечивал своему обладателю во все века успех в обществе.

В настоящее время рассчитать идеальные пропорции тела можно разными способами: с помощью формулы Маккаллума, метода Брока или коэффициента Уилкса. Маккаллум, например, говорит о необходимости иметь одинаковую длину туловища и ног. А размер грудной клетки, по его мнению, должен превышать размер таза (приблизительно 10 к 9). Грудь и талия должны соотноситься в пропорциях 4 к 3, а руки, разведенные в стороны, должны составлять рост мужчины. Эти же параметры в своё время закладывались в феномен «Витрувианского человека».

Для мужчины идеальным ростом считаются 180–185 сантиметров. Вес в качестве эталона вряд ли стоит приводить, важнее его увязать с пропорциями тела и ростом. Ведь даже при оптимальном весе рыхлая фигура не принесет успеха её обладателю.

Пропорции фигуры человека. Идеальные пропорции женщины, мужчины, детей, стариков

Пропорции фигуры человека

Пропорции человеческой фигуры интересовали художников, философов и педагогов на протяжении последних 20-ти веков и более. Римский архитектор Витрувий написал в начале 1-го века нашей эры: «Природа так хорошо сложила человеческую фигуру, что лицо — от подбородка до корней волос, является десятой частью всего тела». Он утверждал также, что пупок является центром тела, поэтому круг, нарисованный вокруг этой точки будет касаться вытянутых пальцев рук и ног человека, лежащего на спине. Именно эту теорию проиллюстрировал в знаменитом рисунке Леонардо да Винчи, представленном ниже.

Читать еще:  Средний размер куриного яйца

К сожалению, теория работает на практике только если руки находятся под очень определенным углом. Однако можно заметить, что, когда руки вытянуты в стороны расстояние между кончиками пальцев рук примерно такое же, как и между макушкой головы и подошвами ног. Это полезное правило при определении длины рук.

В эпоху Возрождения, анатомия человека стала предметом детального исследования, и художники стали участвовать в поисках значимых математических отношений между размерами разных частей тела. Были изобретены комплексные подходы для определения «идеальной фигуры«. С тех пор сотни таких подходов были разработаны с использованием различных частей тела в качестве единиц измерения, в том числе головы, лица, ноги, предплечья, указательный палец, нос, позвоночник и так далее. Но, поскольку ни один подход не был универсальным, т.к. нельзя отрицать очевидный факт, что все люди разные, эти подходы представляют интерес только для классиков. Принятые идеальные пропорции фигуры также меняются от одного поколения к другому. Поэтому мы должны в целом прибегать к наблюдению широкого диапазона размеров и форм людей, которых мы видим вокруг нас.

Для наших целей, однако, полезно изучить фигуру средних размеров, так как это дает нам базу, на которой можно строить пропорции.

Самый распространенный метод — использование высоты головы в качестве единицы измерения для относительных замеров различных частей тела. Средняя цифра составляет семь голов, но диапазон между шестью и восемью головами тоже считается нормальным. На самом деле чаще всего в руководствах по рисованию «идеальная» фигура изображается высотой в восемь голов — в основном, как я подозреваю, потому что тогда можно разделить тело вертикально на восемь удобных частей: подбородок, соски, пупок, промежность, середина бедра, колени, икры и стопы, что облегчает жизнь инструктора!

Однако правила существуют, чтобы их нарушать! Мы можем полюбоваться замечательными достижениями римских архитекторов и художников/математиков эпохи Возрождения, все они должны предлагают нам удобную проверку пропорций, но было бы глупо ограничиваться только этим способом.

Пропорции детей

При рисовании детей, вы обнаружите, что голова занимает гораздо большую долю от всей высоты. Голова новорожденного ребенка составляет около четверти от общей высоты, а длина ног гораздо меньше. Но когда ребенок растет, ноги увеличиваются в длину гораздо больше, чем другие части тела по отношению к общей высоте корпуса, так что голова становится пропорционально меньше.

Распределение подкожного жира

В детстве мужские и женские формы тела очень похожи. Форма среднего тела взрослого мужчины в основном диктуется размерами мышечной массы, в то время как фигура средней женщины зависит главным образом от размера жировых масс. Когда девочки достигают половой зрелости наблюдается увеличение жировых отложений в очень специфических местах, чтобы придать округлость груди и бедер взрослой женщине.

Ниже приведены иллюстрации, в каких местах откладывается подкожный жир у женщины и мужчины. Оба пола имеют запасы высоко на спине между лопатками, которые проявляются при ожирении людей обоих полов сгорбившимися плечами и короткой шеей. Тем не менее, другие места скопления жира у полов разные. Избыточный вес мужчины больше характерен для талии, чем для бедер. Лишний жир у мужчин хранится выше тазобедренной кости сзади по обе стороны от позвоночника и на верхней части живота. Женщины с избыточным весом, напротив, как правило, больше набирают на бедрах, чем на талии. Их основные участки хранения жира: нижняя часть живота, ягодицы и бедра, а также грудь и спина между лопатками, как и у мужчин.

Распределение жира у женщины Распределение жира у мужчины

Пропорции пожилых людей

В старости мышцы-сгибатели, как правило, сокращаются, становятся короче. Это делает тело согнутым, когда оно находится в нормальном положении стоя. Плечи округляются, в грудном отделе позвоночника увеличивается его естественный изгиб и шея толкает лицо вперед. Даже когда тело расслаблено, руки и ноги остаются чуть согнутыми.

Кожа и подкожный жир становятся тоньше, а мышцы сокращаются. Локтевые суставы и запястья кажутся больше, а вены могут стать видными и выпирать из-под кожи. Все жировые отложения на теле и лице становятся мягче и, как правило, провисают на локтях и под подбородком.

Со следующего урока мы переходим к практике рисования человека.

Надеюсь, вам понравился этот урок! Оставляйте свои комментарии и замечания по поводу курса «Как нарисовать человека».

В статье использовались материалы книг:
— Ron Tiner «Figure Drawing without a model»;
— Лумис Э. Обнаженная натура. Руководство по рисованию.

7 пропорций тела человека, которые необходимо знать художнику

На протяжении многих веков, художники стремились точно передавать пропорции человеческого тела. Было предпринято множество попыток установить четкие правила и стандарты, которым можно было бы следовать при изображении тела человека.

Однако, принимая во внимание, количество существующих методов измерения пропорций (канонов), мы должны понимать, насколько по-разному можно трактовать пропорции, и то, что, возможно, ни один из этих методов не является досконально точным.

Что такое пропорции?

Пропорции – это соотношения между собой ширины, высоты и глубины объекта.

Чтобы нарисовать правдоподобное изображение чего угодно, независимо от того, что это или кто это, нам необходимо максимально точно передать соотношения пропорций этого объекта.

Например, на рисунке справа, ширина и высота ободка кружки, примерно равны, в то время как глубина кружки примерно в полтора раза превышает ширину. Эти пропорции характерны для данной кружки, именно в данной ситуации.

Что случится, если я изменю пропорции? Нарисованная кружка не будет в точности походить на ту кружку, что находится передо мной, но она все равно получится довольно узнаваемой.

Однако, если нам нужно нарисовать человеческую фигуру или портрет, случайное изменение пропорций может привести к заметным искажениям, из-за которых рисунок станет неправдоподобным.

Мелкие погрешности в пропорциях тела лишь уменьшат сходство с конкретным человеком, в то время как крупные ошибки могут серьезно исказить анатомическое строение.

Совсем неудивительно, что художники во все времена пытались выработать единый стандарт измерения пропорций!

Как удобно было бы, просто запомнить такую систему, и во всем на нее полагаться…но можно ли в действительности полагаться на какую-нибудь из этих систем, в независимости от того, кого мы рисуем?

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, давайте взглянем на краткую историю канонов пропорций.

Краткая история канонов

Каждый канон (система измерения пропорций), рождался в поиске определенного идеала красоты. Так как понятие красоты очень субъективно и изменчиво, такими же, на протяжении всей истории, были и каноны.

Например, прославленный древнегреческий канон, созданный Поликлетом, формирует облик сильного, мужественного атлета, который достиг успехов в гимнастике и прекрасно владеет оружием.

Типичный пример работы в этом каноне – статуя Дорифора, одна из самых знаменитых статуй эпохи Классической Греции.

В наше время не часто встретишь людей, чье тело полностью соответствует современным “идеалам” красоты, так, вероятно, и во времена Поликлета, немногие могли похвастаться таким “идеальным” телом, как у Дорифора.

Кроме того каноны использовались для установления единиц измерения, с помощью которых тело было удобно разбивать на части, которые потом составлялись в “идеальные” пропорции. Например, в древнейшей системе пропорций, древнеегипетском каноне, такой единицей измерения была длина среднего пальца. Считалась, что она равна 1/19 длины всего тела.

В древнегреческом каноне Поликлета единицей измерения была выбрана ладонь.

Древнеримский архитектор и писатель Марк Витрувий считал, что высота головы составляет 1/8 от общей высоты человека.

Леонардо Да Винчи продемонстрировал многие идеи Витрувия с помощью знаменитого изображения “витрувианского человека”, на котором изображен человек в двух позах, наложенных друг на друга, вписанных одновременно в круг и в квадрат.

Каноны пропорций в наши дни

Как вы могли догадаться, поиск совершенных методов измерения пропорций является бессмысленным занятием. Человеческие тела настолько различны, что все они никогда не смогут вписаться в единый стандарт. Уникальность каждого из них, является наиболее сложной и увлекательной частью изображения фигуры. Тем не менее:

Читать еще:  Размеры идеальной женской фигуры

Знание нескольких, самых основных пропорций окажет нам существенную помощь в рисовании, если мы будем применять это знание в комбинации с внимательным изучением тела конкретной модели.

Сегодня самой распространенной единицей измерения является голова. Считается, что общая длина тела составляет в среднем 7,5 – 8 голов.

В чем разница между фигурами высотой 7,5 и 8 голов?

Фигура высотой 8 голов будет иметь очень длинные ноги, такие как у топ-моделей, в то время как фигура высотой 7,5 головы выглядит более среднестатистической. Обратите внимание, что эти обобщения тоже не следует считать правилом.

Семь пропорций тела человека

Прежде чем углубиться в изучение, пожалуйста, запомните, что данные пропорции относятся к стоящей фигуре. Если фигура наклонена, сидит или лежит, измерять пропорции будет гораздо сложнее, и возможно, они не будут совпадать с пропорциями приведенными ниже.

Вот семь пропорций стоящей фигуры, которые полезно запомнить:

1. Высота фигуры примерно 7,5 голов.

2. Линия сосков находится на расстоянии примерно двух голов от макушки.

3. На расстоянии примерно трех голов от макушки находится пупок.

4. На расстоянии примерно четырех голов от макушки располагается лобковая кость.

5. Лобковая кость делит фигуру вертикально пополам. Она находится в центре фигуры.

6. Запястье находится примерно на одной линии с выступом бедренной кости.

7. Локти расположены на одной линии с пупком.

Система пропорций человеческой фигуры: за и против

За:

  • система пропорций дает вам основные ориентиры для определения верных расстояний
  • пропорции помогают создать более точный рисунок, если сравнивать их с пропорциями конкретной модели
  • запоминание пропорций окажет незаменимую помощь в рисовании по памяти или “из головы”
  • запоминание пропорций поможет вам дать волю воображению, например, аниматор может принять решение удлинить или укоротить фигуру на одну-две головы, в случае, если он рисует вымышленного персонажа

Против:

  • если слишком сильно полагаться на заученные пропорции, это может привести к тому, что вам будет лень разглядывать модель и ваши рисунки станут безжизненными
  • из-за огромного разнообразия фигур и типов телосложений, ни одна система пропорций не может считаться непреложным правилом

Используем пропорции эффективно

Система пропорций может сделать ваши рисунки более универсальными или наоборот, более специфичными, в зависимости от того, как вы ее используете. Как, зная пропорции, добиться большей точности в рисунке?

Не ожидайте, что модель будет полностью соответствовать пропорциям, представленным выше, вместо этого, используйте их, чтобы найти различия. Например, вам известно, что пупок обычно находится на три головы ниже макушки. Измерьте и выясните, справедливо ли это правило по отношению к вашей модели.

Если нет, то в процессе измерения, вы сможете определить, на какой высоте находится пупок именно у того человека, которого вы рисуете.

Знание пропорций поможет вам развить то особое чутье, которое позволяет вычислять верное расстояние на глаз, даже если пропорции модели далеки от классических.

Основы анатомии человека: разнообразие пропорций тела

Russian (Pусский) translation by Yuri Yuriev (you can also view the original English article)

На последнем занятии мы изучили основные, формирующие пропорции и их точки привязок на теле человека и на практике вы должны были заметить некоторое разнообразие. Наиболее очевидна разница между мужчиной и женщиной, но иллюстратор должен быть знаком и с возрастными изменениями (по мере старения), и с типами.

Мужские и женские пропорции тела

Мужские и женские пропорции имеют различия из-за разницы скелетов (или их частей), определяющих пол. Имейте в виду, однако, что по вертикальной оси нет никакой разницы: суставы не двигаются вверх или вниз. Разница относится больше к осям по горизонтали и связана с шириной в определённых местах тела. Как будет выглядеть рисунок основы женской или мужской фигуры? На структурном уровне, с которым мы работаем, есть только одно основное различие, остальное — небольшие вспомогательные детали.

Соотношение плечи/бедра

Основным будет различие в соотношении ширины плеч к ширине бёдер. Женщины имеют гораздо более широкую тазовую кость, чем мужчины, поскольку они должны будут выносить и родить ребёнка. Этот единственный факт влияет на строение всего тела. Это значит, что, если у женщин бёдра самая широкая часть, а талия, по контрасту — самая узкая, то у мужчин самая широкая часть — плечи и ширина талии едва отличается от ширины бёдер. Общий женский силуэт напоминает песочные часы, в отличие от мужского, в форме трапеции.

Чтобы дать представление о соотношениях (довольно общие, потому что их нужно точно измерять каждый раз), к нашей основной фигуре (посередине) я добавила направляющие линии по бокам, на ширину головы в каждую сторону. Эти линии отмечают жёлтые зоны, где находятся плечи и кости таза фигуры.

Чтобы превратить базовую фигуру в женскую, надо раздвинуть тазовую кость до границ жёлтой зоны. Плечи могут быть разными, но всегда в этих пределах. (Обратите внимание, как изменяются ноги: бёдра снижаются к коленям, которые остались на своём месте, гораздо более широким конусом. Мужские ноги смотрятся более вертикально в сравнении с женскими).

Для нейтральной мужской фигуры тазовая кость должна быть уже плеч, вынесенных за жёлтую зону. Здесь снова могут быть варианты, но плечи всегда стремятся наружу жёлтой зоны. Это сказывается на расположении рук, что видно на предыдущем рисунке и наблюдается в жизни: локти женщин больше прижаты к телу, а в покое следуют его очертаниям. У женщин руки всегда прижаты к телу. Тем временем мужские плечи, будучи «подальше», позволяют рукам свободно свисать вдоль туловища.

Мелкие различия

Линия талии и локти

У женщин линия талии находится на уровне пупка, а мужская намного ниже. Поэтому мужской торс выглядит длиннее. Помню, как в начале своей карьеры одинаково рисовала торсы и линию пояса брюк для обоих полов и долго удивлялась, почему мужчины смотрятся неестественно. Поэтому следите, чтобы не выровнять локти с этой явно заниженной талией! Точкой привязки локтевого сустава будет пупок, так что, в отличие от женской фигуры, у мужчин локти будут казаться выше уровня талии.

Округлости против угловатости

Собираясь рисовать очертания фигуры, правильным будет женскую фигуру делать округлыми линиями, а мужскую более угловатыми чертами, по общему впечатлению от типа телосложения.

В-общем, женское тело состоит из мягких округлостей: грудь и ягодицы, ведь известно, что в натуральном виде у женщин больше подкожного жира. Мужские фигуры угловаты и линии мускулатуры более резкие. Конечно, здесь возможно много вариантов и надо подстраиваться — угловатыми штрихами рисовать сухощавых женщин, а мягкими рыхлых мужчин. Однако, обратите внимание, что на стройных телах живот женщин слегка выгнут, а ягодицы округлены. Мужское тело более плоское в районе живота и ягодиц.

Тазобедренные суставы

Маленькая, но важная деталь: рисуйте женские тазобедренные суставы снаружи тазовой кости. Они визуально выступают на теле и это заметная особенность. Наоборот, тазобедренные суставы мужчин оставляйте внутри тазовой кости.

Другие детали.

  • У обоих полов ладонь и стопа чуть шире половины лица. Но, относительно лица, у мужчин они длиннее.
  • Женский позвоночник более гибок и выглядит более дугообразно, чем у мужчин.
  • Ну и, наконец, мужчины выше ростом!

Насколько всё это важно?

Для иллюстрации посмотрите, как выглядит мужчина, изображённый в женских пропорциях и наоборот.

Даже с добавлением половых признаков, вроде волос и груди, благодаря пропорциям бёдра/плечи, тела выглядят иначе.

Мужские и женские тела могут иметь отклонения в ту или другую сторону от природных пропорций, как мы видели, но это не меняет облик кардинально. Беден тот художник, который рисует разнополые тела, опираясь лишь на поверхностные половые признаки. На следующем занятии мы поближе рассмотрим базовые типы тела (соматические), сложенные из комбинации костяка и мускулатуры.

Читать еще:  Какой размер талии должен быть у мужчин

Пропорции и возраст

В этом разделе описываются детали изменений пропорций с рождения до окончания роста, который знаменует собой конец отрочества и начало взрослой жизни. Здесь есть возможность манёвра, поскольку люди не растут одинаково даже в одной семье, не говоря о мире. Тем не менее, усреднённая модель полезна при отображении персонажа определённого возраста и мы ещё обратимся к иным деталям тела и лица.

Новорожденный (от 0 до 1 месяца)

Заметьте, какие в эту пору короткие бёдра: у взрослого в этом положении колени достают до плеч, а здесь бёдра и плечи едва ли не одной длины и поэтому колени и локти стыкуются. В этом возрасте большую часть времени мы находимся в положении плода и, когда я говорю про общую длину, равную около 2,5 головы, ноги не учитываются. А вот голова новорожденных выглядит непропорционально большой в сравнении с остальным телом.

Дети (от 1 месяца до 1 года)

К трём месяцам пропорции меняются несильно, но тело заметно толще и с вытянутыми ногами появляется впечатление резкого роста. Стоя (некоторые дети встают рано) 10-месячные уже похожи на малышей, но ещё с характерным признаком отсутствия шеи.

Малыши (от 1 до 4 лет)

Очевидно, что чей-то взрослый рост будет равен их двойному росту в возрасте 2 лет. В любом случае, малыши — самые маленькие люди, которые могут стоять вертикально, как и все. Голова по-прежнему очень велика для тела (уже близкого к его взрослому размеру), ноги короткие (чуть более трети общего роста, в отличие от половины для взрослого), и появляется шея.

Дети (от 5 до 11 лет)

Рост в детстве, конечно, продолжается, вы видите пример ребёнка между 7 и 9 годами. В этом возрасте дети более худощавые, поскольку младенческий жир сошёл (правда, позже, в период созревания, немного веса добавится). Обратите внимание, что тонкая шея вырастает из почти горизонтальной линии плеча, потому что трапециевидные мышцы и мышцы шеи не развиты. Я упоминаю эту деталь, потому что рисунок ребёнка с полностью развитой плечевой линией может невольно показаться очень странным!

Подростки (от 12 до 17 лет)

До этого этапа мы не делали различий между мальчиками и девочками, потому что половой диморфизм до этих пор не проявлялся. Как вы знаете, мы определяем пол младших детей только по тому, как мы их одеваем и подстригаем, но в этом возрасте очень легко спутаться. Половая зрелость — это такой период жизни, когда гормоны прут и тело становится зрелым. Женщины начинают созревать раньше, между 8 и 13 годами. Мужчины где-то с 9,5 до 14. На уровне конституции:

  • Увеличивается разница между талией и бёдрами. Поскольку масса жира нарастает на животе, ягодицах и бёдрах, в этом блоке увеличивается объём, что является признаком полностью зрелой женщины.
  • У мальчиков расширяются плечи.

У обоих полов голова по-прежнему больше, чем во взрослом возрасте, а конечности (кисти, ступни, даже руки и ноги) могут расти быстрее, чем остальные части тела, придавая нескладный и неуклюжий облик. То же самое происходит и у животных!

Следующим этапом роста является ранняя зрелость, где окончательные пропорции устанавливаются так, как они объяснялись в разделе, посвящённом мужчинам и женщинам. На данный момент нет необходимости разбирать другие возрастные группы, потому что структура тела больше не меняется. Я только упомяну, что в старости кости начинают терять массу, поэтому происходит потеря роста и тело может резко усохнуть, делая шею на вид короче и удлиняя руки.

И снова, насколько всё это важно?

Вот шеренга из четырёх человек.

Первые две фигуры точно пропорциональны своему размеру. Третья показывает, что получится, если нарисовать ребёнка, используя взрослые пропорции: крошечный взрослый! Это работает, если вы рисуете фею или муравья, но определённо не относится к ребёнку.

Верно и обратное: на четвёртой фигуре изображён вполне взрослый человек с детскими пропорциями. Взрослый, сформированный таким образом, выглядел бы неуместно, если бы даже его череп вырос таким большим.

Несмотря на неизбежные варианты из-за человеческого разнообразия, существует определённая минимальная высота, ниже которой взрослые пропорции просто выглядят иначе, чем норма. Маленькие женщины — это всего лишь «уменьшенные» женщины; если бы они были очень короткими, их пропорции имели бы слегка детские характеристики. Верно и обратное: чрезвычайно высокие люди выглядят вытянутыми, а не просто увеличенными.

Несмотря на грубость наброска, мы можем разглядеть крепкого, высокого мужчину, взрослую женщину небольшого роста и подростка (или, возможно, девочку). Как можно судить об этом, когда нет внешних признаков, а подросток примерно того же роста, как женщина? Вся информация в пропорциях. Начинающий художник подумает, что слишком сложно запомнить все приведённые схемы, но бессознательно мы носим в голове полный каталог шаблонов пропорций и понимание того, что они означают. В этом изображении ваше подсознание не может пропустить контрольные подсказки широких бёдер женщины (признак зрелости) и неразвитое тело подростка (ни плечи, ни бёдра не расширились). Это не означает, что вы не можете рисовать взрослых с сознательно недоразвитыми чертами (например, узкие плечи), но при неправильном отображении это может вызвать недоумение. Вы заметите, что рисунок взрослого человека выглядит не совсем правильно, но не сможете понять, почему.

Этнические признаки

Набор различий в пропорциях телосложения, о котором я говорила выше, зависит от культуры. Он растёт, если мы путешествуем или иным образом подвергаемся этническому воздействию, но это происходит и хорошо нам известно. Вот почему нам, на западе, японские женщины часто кажутся моложе, чем они есть: на большинстве изображений их бёдра остаются более узкими даже во взрослом состоянии, чем у европейских женщин, таким образом сбивая важный визуальный стереотип. Если мы нарисуем японскую женщину с тем же типом тела, что и у нашей «родной» европейской (включая более широкие бёдра), мы зададим себе вопрос, почему она больше похожа на европейку, чем на азиатку.

Усреднённые типы телосложения действительно меняются во всем мире, и, если вы проводите достаточно времени среди определённой группы или постоянно видите их в кино, вы узнаёте их по телосложению. Это большое исследование, для которого я сделала диаграммы в другом месте, но позвольте мне проиллюстрировать здесь очень вольно фундаментальное различие типов строения скелета.

Существуют десятки этнотипов, каждый из которых имеет свои особенности, но на самом базовом уровне строения скелета можно наблюдать общие различия между тремя крупнейшими этническими группами человечества. Поскольку необходимое исследование выходит далеко за рамки этих занятий, я напишу, чтобы дать понимание: осознание чрезвычайного многообразия человеческой фигуры и, как это ни парадоксально, необходимость иметь общие черты в качестве отправной точки, нужны, чтобы не потерять основное строение, к которому мы все относимся.

Время практики

До следующей встречи попробуйте теорию на практике. Вот несколько способов её применения, чтобы подготовиться к уроку «Основы анатомии человека»:

  • Наблюдайте, наблюдайте, наблюдайте! Смотрите на людей вокруг вас, мужчин и женщин, на этот раз с прицелом на то, что в их строении делает их разными. Смотрите на детей разного возраста, на людей разного этнического происхождения, в Интернете или лично.
  • Выкопайте фотографии своего детства (или ваших детей) в разном возрасте и нарисуйте их основные фигуры. Не копируйте — создайте комбинацию впечатления и скелета, как мы это делали до сих пор. Будет особенно интересно, если вы сможете найти фотографии в похожей позе в разные моменты времени, так вы увидите, как изменяются пропорции.
  • Нарисуйте толпу фигур различных пропорций из головы. Что-то выглядит не так? Если да, можете ли вы определить, почему?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector